В черте оседлости

Within the Pale of Settlement

В конце XVIII в., в результате разделов Польши, в состав России вошли территории с многочисленным еврейским населением. В силу религиозных, экономических и социальных причин евреи были постепенно поставлены российскими властями в положение народа-изгоя. С 1780-х гг. и вплоть до февральской революции 1917 г. еврейское население было сконцентрировано в "черте оседлости", т.е. в губерниях Западного и Юго-Западного Краев Российской империи. Хотя, начиная со второй половины XIX в., многим удалось "преодолеть черту", все же подавляющее большинство евреев продолжало жить в городах и местечках Украины, Белоруссии, Бессарабии и Литвы. Местечко, точнее штетл (идиш "городок"), как особый тип поселения с абсолютным преобладанием еврейского населения (70-95% от общего населения), сформировалось к концу XVIII в. в восточных регионах Польши. Термин "местечко" сохранился в законодательстве Российской империи как наследие польского административного деления, но уже в начале XIX в. приобрел в русском языке значение городка с преобладающим еврейским населением. Евреи "черты", будучи в России национальным меньшинством, в штетлах составляли большинство населения. В штетле возникла полноценная этно-культурная среда, окончательно сформировавшая культуру евреев Восточной Европы. Здесь, по сравнению с Западной Европой, евреи отличались от окружающего населения не только религией, но и языком, структурой социальной организации, костюмом, кухней, типом жилища. Катаклизмы ХХ века уничтожили штетл, а массовая эмиграция рассеяла его уроженцев по всему земному шару. Они сменили не только страну, но, зачастую, континент, не только костюм, но и язык. И все же тот тип восточноевропейского еврея, который выработался в штетле, остается узнаваемым до сих пор на любом языке и под любыми звездами. Из открыток мы можем многое узнать о занятиях и быте еврейского населения "черты": на них изображены менялы и торговцы, портные и сапожники, плотники и извозчики. Во второй половине XIX в. началась дезинтеграция социальных и религиозных институтов штетла, вызванная, прежде всего, прогрессирующим обнищанием еврейского населения Российской империи. В то же время, в начале XX в., для многих российских евреев, особенно для жителей больших городов, традиционный штетл все больше становился либо сентиментальным воспоминанием, либо экзотикой. Местечковый еврей, еврей в долгополой капоте, в отороченной мехом шапке, штраймл, запечатлен на многих открытках. Старые открытки также являются бесценным документом по истории синагогального зодчества. Многие из изображенных на них синагог были впоследствии разрушены, и теперь только благодаря старым открыткам мы представляем себе внешний вид этих замечательных зданий.
Священное писание
Клезмеры
Старый сапожник
Портной
Водоносы
Плотники
Дневной доход
Хорошая выручка
Еврейская "фура"
Старьевщик
Водовоз
Еврейская семья возвращается с ярмарки

Священное писание
Holy Write (The Soipher works over the Torah scroll)