Палестинофильство и сионизм

Palestinophilism and Zionism

Почтовые открытки, являясь мощным орудием пропаганды, широко использовались сионистским движением и запечатлели все этапы его становления. Вера в возрождение народа на древней земле предков всегда присутствовала в иудаизме. В Палестине еще до начала сионистского движения существовал так называемый "старый ишув", то есть "старое еврейское поселение", так как, начиная с XVI в., евреи, прежде всего по религиозным соображениям, начали вновь селиться в Эрец Исраэль (Стране Израиля). Их быт, так же как виды Эрец Исраэль, ее достопримечательности и святыни были неоднократно запечатлены на почтовых открытках. В конце XIX в. начинается переселение евреев в Палестину уже не только по религиозным, но и по национальным и политическим мотивам. Одним из первых идеологов этого движения стал уроженец Могилевской губернии писатель и публицист Перец Смоленскин. Другой выходец из России — лексикограф и лингвист Элиэзер Перельман, снискавший себе славу под именем Бен-Иехуда, преобразовал древнееврейский язык в язык повседневного общения — современный иврит. Идея о том, что евреям необходимо покинуть диаспору, имела своих приверженцев во многих странах, но в Российской империи, где евреи подвергались постоянным гонениям, она быстро приобрела массовую поддержку. В начале 1880-х гг. реакцией на погромы и ужесточение антиеврейского законодательства стало возникновение среди студенческой молодежи ряда палестинофильских движений: "Хибат Цион" ("Любовь к Сиону"), "Ховевей Цион" ("Ревнители Сиона"), "Билу" (аббревиатура библейского стиха "О дом Иакова! Вставайте и пойдем!" (Исаия, 2:5)). Большую роль в формировании этих движений сыграли публицисты Моше-Лейб Лилиенблюм и Иехуда-Лейб Пинскер. Их призывы встретили горячий отклик среди национально настроенной молодежи: начался отъезд членов "Билу" в Эрец Исраэль. Первая группа добровольцев во главе с Исраэлем Белкиндом выехала из России летом 1882 г. Вскоре молодые идеалисты создали два поселения: Хедера и Ришон-ле-Цион. И все-таки все ранние палестинофильские движения были достаточно малочисленными. Но в 1896 г. австрийский публицист Теодор Герцль выпустил книгу "Еврейское государство". Призыв Герцля создать полноценное, независимое государство в Эрец Исраэль был услышан во всем мире. В отличие от предыдущих деятелей национального движения, Теодор Герцль предлагал последовательный план политического решения еврейского вопроса путем создания независимого еврейского государства. Особое значение идеи Герцля имели для шестимиллионного еврейского населения Российской империи. В Российской империи сионизм обрел массовую поддержку, в ней родилось большинство руководителей мирового сионизма и создателей государства Израиль: Макс Мандельштам, Нахман Сыркин, Лев Моцкин, Шмарья Левин, Давид Вольфсон, Хаим Вейцман, Зеев Жаботинский, Григорий Белковский, Яков Бернштейн-Коган, Нахум Соколов и многие другие. Именно российские подданные составили основной контингент будущих граждан нового государства. Уже в первые годы ХХ в. сионистские организации действовали по всей России: и в крупных городах, и в небольших местечках. Сионисты проводили съезды и конференции, издавали газеты и журналы, имели свои издательства и даже провели своих депутатов в Государственную думу. Отличительной чертой российских сионистов являлось их участие в общероссийском демократическом движении. Они понимали, что, борясь с самодержавием, тем самым ведут борьбу против его антисемитской политики. Шаг за шагом сионисты осваивали Святую Землю, пришедшую в запустение под турецким владычеством, создавали первые промышленные предприятия, основывали сельскохозяйственные поселения, строили города. К началу Первой мировой войны в Палестине было уже немало новых еврейских поселений со своими школами и детскими садами, газетами, спортивными обществами, библиотеками. В связи с развитием сионистского движения и возрождением иврита появляется новый взгляд на Библию: она воспринимается не столько как религиозный, сколько как национально-исторический памятник. Широкое распространение получают открытки с репродукциями картин на библейские сюжеты, написанных еврейскими и нееврейскими художниками. Такая открытка, снабженная подписью на иврите, как бы маркировала возвращение Библии из мирового контекста в национальный. Почтовые открытки — важное средство пропаганды сионизма — запечатлели все этапы становления этого нового движения, которому суждено было во многом определить судьбу еврейского народа в ХХ в.
У Стены Плача в Иерусалиме
Типы старого ишува
Еврейский квартал в Хевроне
Дедушка и внучек
Иудейская пустыня
Иордан близ Иерихона
Могила Рахили
Масличная гора
Западная Стена (Стена Плача). Иерусалим
Башня Давида. Иерусалим
Еврейские поселенцы на экскурсии у гробницы праматери Рахили
Здание Еврейской Национальной библиотеки в Иерусалиме и портрет Иосифа Хазановича
Зал и книгохранилище библиотеки "Врата Сиона"
Борис Шац
Первая выставка школы искусств и ремесел "Бецалель" в Яффе в 1909 г.
В детском саду в Иерусалиме
Здание Еврейской женской школы в Яффе

У Стены Плача в Иерусалиме
The Wailing Wall in Jerusalem